Центр эзотерических практик и традиций ГАРМОНИЯ
ГлавнаяРасписание работы и групп-лидерыЦентр РейкиЦентр медитаций ОшоШкола астрологииКлуб ТАРООракулНаше творчество и духовная практикаКарта сайта

В чем разница между даосом и ленивым эскапистом?

      Вопрос:
      Опасность ваших бесед о даосизме состоит в том, что есть много ленивых, безответственных людей, которые рационализируют свои дурные привычки, называя себя бездействующими даосами. Пожалуйста, поясните разницу между даосом и ленивым эскапистом?

 

Osho

      Ошо:
      Это вопрос от Ананды Прем.
      Во-первых, есть две опасности, о которых я уже говорил: эгоизм и лень, летаргия. И помните: если уж вам не избежать падения, то лучше ловушка лени, чем ловушка эгоизма. Последняя опасней, потому что ленивый не сделает ничего дурного, - ленивый вообще ничего не делает. Он не делает ни хорошего, ни плохого, он не станет никого убивать, мучить, не построит концентрационных лагерей, не пойдет воевать - ему лень. "Зачем? - скажет он. - Зачем, когда можно отдохнуть?" Ленивый человек не представляет опасности. Единственное, что он может упустить, так это свой духовный рост - ни в чей другой рост он не станет вмешиваться. Он не совершает вмешательства. Он не станет доброжелателем, а это самые опасные, самые бесчестные люди на свете - эти доброжелатели. Ленивого человека почти нет. Что он может? Слышали вы, чтобы ленивый человек натворил бед?
      Нет, Ананда Прем, все беды исходят от эгоистов, и для тебя такая возможность не исключена. Не печальтесь о том, что несколько человек здесь вконец обленятся, ничего страшного. Все беды от эгоиста, от того, кто хочет быть духовным, обособленным, кто хочет стать сиддхой, кто хочет овладеть духовными силами. Хочется сказать, что если в мире есть нечто духовное - это настоящая опасность. Если уж вам не избежать падения, выбирайте лень. А если не падать, хорошо бы избежать и того, и другого.
      Лень как обычный насморк - ничего страшного. Эго подобно раку. Лучше не иметь ни того, ни другого, но если приходится выбирать, если вам хочется к чему-то прицепиться, то лучше обычный насморк - на него можно положиться, он никого не убивает, от него еще никто не умирал. Но не выбирайте рак, - а это вернее всего.
      Вот она говорит: "Опасность ваших бесед о даосизме состоит в том, что есть много ленивых, безответственных людей..."
      Во-первых, как только вы начинаете думать о других, вы попадаете на удочку эго. Кто вы такая, чтобы думать о других и их жизни? Это их жизнь. Если им нравится быть ленивыми, то кто вы такая, чтобы вмешиваться? В Ананде Прем сидит доброжелатель, она очень беспокоится о других - это очень опасно. И, конечно, она осуждает. Осуждение в самом вопросе: "Опасность ваших бесед о даосизме состоит в том, что есть много ленивых, безответственных людей, которые логически обосновывают свои дурные привычки, называя себя даосами, придерживающимися недеяния". Кто вы такая, чтобы говорить им, что их привычки дурные?
      Лучше лень, чем одержимость деятельностью. Одержимость деятельностью - это сумасшествие. Ленивый человек может быть и в здравом уме. Порой самые ленивые оказывались самыми здравыми. У меня есть чувство, что если бы Ананде Прем повстречался Лао-цзы, она решила бы, что он лентяй. Он покажется ленивым во всех отношениях. Повстречайся ей Диоген, она решит, что он ленив. Повстречайся ей Будда, она решит, что он ленив. "Что ты тут делаешь, сидя под деревом Бодхи? Мог бы по крайней мере открыть начальную школу и учить детей или построить больницу и помогать бедным. Сколько людей умирает, голодает... что ты тут делаешь, сидя под деревом Бодхи?"
      Ананда Прем налетела бы на Будду, приспособила его для дела. "Что ты тут делаешь? Сидишь себе и медитируешь? Разве сейчас время медитировать? Разве сейчас время просто сидеть и молчать, наслаждаясь своим блаженством? Это эгоизм!" Такая позиция осуждения в самом деле опасна: она дает вам чувство, что вы святее другого: "Я лучше вас. Вы... вы ленивцы!" Она пишет вопросы каждый день, а я на них не отвечаю; каждый день "все они хиппи, все они бесполезны".
      Она ищет себе любовника, но никого не может здесь найти, она считает, что здесь нет никого, кто был бы ее достоин. Ей нужен "правильный человек", но здесь она не может найти правильного человека.
Это все "хиппи-йиппи", а ей нужен кто-нибудь на уровне. Она пишет письмо: "...человек на уровне, с положением, со счетом в банке, джентельмен, эсквайр, у него есть престиж, респектабельность. Здесь же люди просто бродяги, беспризорники". Она отказалась бы от Будды, она отказалась бы от Лао-цзы. Они неправильные. Она пишет мне: "...эти длинноволосики!" Она пишет с таким отвращением, что от этого отвращения она стала просто отвратительной, и ничего она не найдет. Год она искала на Западе. Она еврейка. Она искала в Америке, затем поехала в Израиль искать мужчину. Не могла она найти в Америке, не могла в Израиле, - она нигде не найдет. Даже если она попадет на небеса, Бог покажется ей беспризорником. Она относится ко всем с таким осуждением, что не может любить простого человека. Да, есть изъяны, есть ограниченность, но эта ограниченность есть у всех. Если хочешь любить, надо любить человека со всей его ограниченностью.
      Нельзя найти совершенного человека. Совершенства не существует. Бог не допустит совершенства, совершенство так однообразно. Вообразите: жить с совершенством... двадцать четыре часа - и вы повеситесь. Жить с совершенством? Как же с ним жить? Это же мертвец, мраморная статуя. Как только вы стали совершенством, вы мертвы. Живой человек не бывает совершенством, и учение мое ведет не к совершенству, а к целостности.
      Будьте целостными и помните разницу. Вот вам идеал совершенства: никакой злобы, никакой ревности, никакого собственничества, никакой лжи, никакой ограниченности. Идеал целостности совсем иной: если злитесь, то злитесь всем своим существом. Если любите, то любите всем своим существом. Ничто не отвергается, должна быть отброшена только частичность, и тогда человек становится прекрасен.
      Целостный человек - прекрасен, совершенный - мертв.
      Я не стараюсь сдесь делать махатм. Хватит! Эти махатмы уже довольно натворили в мире бессмыслицы. Нужны люди - прекрасные, цветущие, струящиеся, живые. Да, порой они будут грустны, что в этом плохого? Это только показывает, что вы живы, что вы не мертвец, не бревно. Порой вы боретесь, порой принимаете все как есть; меняетесь как погода: порой облачно, идет дождь, порой солнечно, облака рассеялись. Нужны все времена года: зима и лето, холод и жара, а настоящий человек, подлинный человек, вмещает в себя все времена года, только с единым осознанием: все, что он делает, следует делать от всего сердца и с полной осознанностью, этого достаточно - и этого довольно: вот вам прекрасный человек.
      Но Ананда Прем ищет совершенство.
      Я слышал...
      Один человек объездил весь мир... Всякий раз, глядя на Ананду Прем, я вспоминаю этого человека. Он объездил весь мир в поисках совершенной женщины. Он хотел жениться, но как смириться с несовершеной моделью? Он хотел совершенную женщину. Потратив всю жизнь, он вернулся назад, так и не найдя. Однажды друг спросил его:
      - Тебе уже семьдесят, ты искал всю жизнь, неужели ты не нашел ни одной совершенной женщины?
      - Да, - ответил он, - однажды мне встретилась идальная женщина.
      - Ну, и что у вас вышло?
      Тот погрустнел и ответил:
      - Что вышло? Эта женщина искала совершенного мужчину, так что ничего не вышло!
      Помните: идеал совершенства - эгоистический идеал.
      Рональд Колеман рассказал Хербу Штейну о голливудском авантюристе, говорившем с фальшивым оксфордским акцентом, носившем фальшивую бриллиантовую звезду и значек клуба "Фи-бета-каппа", хуже того, раздававшего множество фальшивых чеков. В завершение всего он решил покончить с собой и отправился к железной дороге в Санта Фе. Мимо промчалось уже три или четыре товарных состава, а он все спокойно курил роскошные сигары. Видевший все это бродяга решил его подбодрить: "Что, кишка тонка? Если уж собрался, чего же не лезешь под поезд?"
      "Но-но, без пошлостей! - процедил ему авантюрист. - Такой человек как я ждет супер-экстра-экспресс".
      Даже если эгоист решится покончить с собой, он ждет супер-экстра-экспресс. Даже кончая с собой, он не положит голову под колеса товарняка.
      Женитьба подобна самоубийству - такое можно сделать где угодно, не надо ждать супер-экстра-экспресс. Ананда Прем в поисках, но найти ей никогда не удастся: она смотрит с таким осуждением, что ей не найти человека, которого бы она плюбила.
      Вернемся к вопросу. "Пожалуйста, поясните разницу между даосом и ленивым эскапистом".
      Она не так уж велика, если есть вообще; разница столь глубока, что знает ее только сам человек, - вы никогда не сможете судить о ней снаружи. Посмотрите на меня: я тоже лентяй. Видели вы, чтобы я что-нибудь делал? Снаружи распознать очень трудно. А я люблю ленивых... даос он или нет, я люблю ленивых: из ленивых никогда не выходило Гитлера, Чингизхана, Тамерлана. Ленивые молча прожили жизнь и исчезли, не оставив по себе никакого следа, не навязывая себя человечеству. Они не испачкали сознание, они были и их как бы и не было. Быть ленивым и осознанным... И вы стали даосом. Это не значит, что вы стали бездеятельным. Это просто значит, что исчезла одержимость деятельностью. Это просто значит, что вы обрели способность ничего не делать тоже.
      Ученика одного Учителя дзен как-то спросили:
      - Какие чудеса может делать твой Учитеь?
      - А вы чей-то последователь? - спросил ученик.
      - Да, я последователь Учителя, который может творить потрясающие чудеса. Однажды стою я на одном берегу реки, а он на другом и кричит мне: "Мне нужно кое-что вписать в твою книгу". А река чуть не в полмили шириной. И я открыл свою книгу, поднял ее над головой, а он с другого берега стал писать, и написанное появлялось в моей книге. Это чудо я видел своими глазами, и книга эта со мной - можешь посмотреть".
      Первый ученик рассмеялся:
      - Мой Учитель способен на большие чудеса.
      - Какие?
      - Мой Учитель способен делать чудеса и так способен... настолько способен, что способен также и не делать их.
      "Также и не делать их". Взгляните, как прекрасно. Он так способен... так способен... что способен их и не делать.
      Даос - это человек, делающий только то, что абсолютно необходимо. Его жизнь подобна телеграмме: когда вы даете с почты телеграмму, вы не пишете длинное послание, вы урезаете, вычеркиваете лишние слова - это можно отбросить, еще это, еще вот это. И остается девять-десяь слов. Когда вы пишете письмо, вы никогда не ограничиваетесь десятью словами. А вы замечали? Телеграмма выразительнее письма, в немногих словах она говорит гораздо больше. Все ненужное отброшено, осталось только самое необходимое. Даос телеграфичен, его жизнь подобна телеграмме. Навязчивое, ненужное, судорожное отброшено, он делает только абсолютно необходимое. И позвольте вам сказать, что абсолютно необходимого так мало, что даос покажется вам просто ленивым.
      Но помните: я не расхваливаю лень, я просто осуждаю эгоистическую позицию. Я не за лень, я против эго, но не за лень саму по себе: она должна быть исполнена осознанности. Тогда вы минуете и активность, и лень, и то, и другое. Тогда вы становитесь трансцендентальны: вы не действуете и не бездействуете, вы в центре. Все, что нужно, вы делаете; все что не нужно, вы не делаете. Вы и не деятель и не бездействующий. Вы больше не сосредоточены на действии, вы стали сознанием.
      Так что, пожалуйста, не поймите сказанное в том смысле, что я помогаю вам быть ленивым. Быть подлинно ленивым значит не быть бездейственным, но так исполниться энергии - стать гигантским резервуаром энергии. Ленивым во всем, что касается мира, но безмерно динамичным внутри, не вялым.
      Снаружи даос ленив, внутри он стал чем-то подобным реке: он постоянно течет к океану. Он отбросил многие виды деятельности, потому что они были ненужными утечками его энергии. Опасность всегда есть - во всем, что я говорю, есть опасность - опасность интерпретации. Если я говорю "будь активен", для вас появляется возможность стать эгоистом. Если я говорю "будь пассивен", для вас появляется возможность быть вялым. Человек хитер.
      Он бился об заклад о чем угодно в уверенности, что всегда выиграет.
      - Поспорим, что первое слово, которое скажет мне жена, когда я верчусь домой, будет "дорогуля".
      Лука не мог такого вытерпеть, он-то хорошо знал его жену. Если от кого и услышишь "дорогуля", то только не от нее.
      Видимо, такая, как Ананда Прем.
      Лука поймал его на слове и побился об заклад на сто долларов. Подойдя к дому, муж просунул голову в дверь и промурлыкал:
      - Дорогуля, вот и я.
      - Дорогуля - чтоб ты сдох! - закричала жена. - Жди, так я тебе и открою.
      Муж повернулся к Луке:
      - А теперь гони сто долларов. Не сказал ли я тебе, что первым словом, которым встретит меня жена, будет "дорогуля"?
      Ум очень хитер. "Дорогуля" - чтоб ты сдох! Но можно истолковать... так что он требует сто долларов. Человек хитер. Он истолковывает все по-своему, он находит основания, логически обосновывает, выкручивается, защищается. Он хочет остаться таким, каков он есть. Если он ленив, он хочет остаться ленивым. Если активен - слишком активен, одержимо активен, - хочет остаться активным. Так что во всем, что я говорю, вы должны быть очень осторожны: не защищайте этим свой ум. Вы должны выйти из своего ума.
      Муж яростно врывается в дверь, сбрасывает свою жену с колен незнакомого мужчины.
      - Каким образом я вижу вас целующим мою жену?
      - Не знаю, - отвечает незнакомец. - Может быть, вы пришли домой слишком рано?
      Люди находят логичные объяснения всему. Будьте внимательны. И будьте внимательны к себе, а не к другим. Что там делают другие - не ваше дело. Это должно быть основой религиозного отношения: не думать, что делает другой - это его жизнь. Если он решает жить так, это его дело. Кто вы такой, чтобы иметь об этом хотя бы мнение? Даже иметь мнение уже означает, что вы готовы вмешаться, - вы уже вмешиваетесь. Религиозный человек - это тот, кто пытается как можно лучше, как можно полнее прожить свою жизнь, пытается прожить ее как можно осознанней. И ни в чью другую жизнь он не вмешивается, даже тем, что имеет мнение. Видели ли вы, замечали? Если вы проходите мимо кого-то и имеете о нем определенное мнение, ваше лицо меняется - меняются глаза, ваше отношение, ваша походка. Если вы осуждаете, ваше существо начинает излучать осуждение, отвращение. Вы вмешиваетесь.
      Быть в самом деле религиозным означает совершенно не вмешиваться. Дайте людям свободу: свобода их прирожденное право.
      Было время, когда я жил у одного моего профессора, моего учителя. Хотя я был студент, а он учитель, он очень меня уважал. Он был редкостным религиозным человеком, но пьяницей, и, когда я жил у него, он очень боялся пить в моем присутствии. Что я могу подумать? Я видел это, я чувствовал его беспокойство и на другой день сказал ему:
      - Вас тяготит что-то. Если вы не расслабитесь, я тут же перееду в гостиницу, я не останусь. Я чувствую, что вас что-то тяготит, что вам не по себе, мое присутствие создает какие-то затруднения.
      - Раз уж вы затронули этот вопрос, - ответил он, - я скажу вам. Я никогда не говорил вам, что слишком много пью, но дома я всегда пью перед сном. Теперь, когда вы здесь, мне хочется пить и это создает затруднения. Я не могу обойтись без выпивки, но я даже помыслить не могу пить в вашем присутствии.
      - Какая глупость, - рассмеялся я.
      - Какое мне до этого дело? Я надеюсь, что вы не будете заставлять пить и меня?
      - Ни в коем случае.
      - Тогда все проблемы решены. Вы пейте, а я составлю вам компанию. Выпивать я не буду, но могу пить что-нибудь другое: кока-колу или фанту. Я составлю вам компанию, а вы пейте. Я помогу вам: буду вам подливать.
      Он не мог поверить, думая, что я шучу. Но когда вечером я налил ему стакан, он заплакал:
      - Я не мог себе представить, что у вас не составится никакого мнения, а я наблюдал за вами: у вас не составилось мнения ни о моем пьянстве, ни о моем поведении, ни о чем, что я делаю.
      - Иметь мнение о вас просто глупо. В том, что я не составил о вас мнения, нет ничего особенного. Прежде всего, с какой стати? Кто я такой? Это ваша жизнь: если хотите пить - пейте.
      Иметь о вас мнение означает, что в глубине души я хочу управлять вами. Иметь о вас какое-то мнение, то или это, означает, что во мне коренится желание быть сильным и управлять другими. Таков политик. Религиозный человек не должен вмешиваться.

      "Дао: путь без пути" Т1.

 

       Rambler's Top100 Rambler's Top100